Вы можете прямо сейчас начать тренировать свою память так, как никогда
этого не делали раньше. Не думаю, что человек с плохо развитой памятью
может сходу повторить двадцать никак не связанных между собой терминов в
том же порядке, в каком они были прочитаны или услышаны им не более
одного раза. Хоть Вам и трудно в это поверить, но Вы сумеете достигнуть
этого результата, просто прочитав и изучив все статьи. Прежде чем
приступить к изучению системы запоминания, Вы должны усвоить, что
развитая память основывается почти полностью на мысленных образах.
Причем образы, которые нам кажутся самыми нелепыми, запоминаются легче
всего. Вот двадцать терминов, которые Вы запомните в нужном порядке и с удивительной для Вас скоростью:
ковер — бумага — бутылка — кровать — рыба — стул — окно — телефон — сигарета — гвоздь — печатная машинка — ботинок — микрофон — ручка — телевизор — тарелка — блин — автомобиль — кофеварка -кирпич.
Кто-то из известных людей сказал, что матерью памяти является метод. Поэтому перейдем к рассмотрению того, что я называю ассоциативной системой памяти. Как я уже успел сказать выше, развитие памяти основывается на использовании абсурдных мысленных образов. Попробуем подобрать их для этих двадцати слов. Не бойтесь, это похоже на детскую игру, это даже занимательно.
Прежде всего, необходимо мысленно представить первый предмет: «ковер». Мы все знаем, что он собой представляет; попытайтесь окинуть его своим «внутренним взглядом». Вообразите на мгновение какой-то определенный ковер, который Вам хорошо знаком, например ковер из Вашей гостиной. Как я уже говорил, чтобы запомнить вещь, нужно ассоциировать ее тем или иным образом с другой вещью, которая Вам хорошо знакома, или которую Вы хорошо помните.
Именно теперь Вы сделаете первый важный шаг к развитию Вашей памяти, так как Вам предстоит ассоциировать слова «ковер» и «бумага», Вам предстоит определить связь между ними. Эта связь должна быть как можно абсурднее. Например, представьте, что ковер Вашей гостиной сделан из бумаги. Вы идете по нему и отчетливо слышите под своими ногами шорох бумаги. Или же представьте себе ковер, который Вы используете в качестве писчей бумаги. В этих двух примерах используются абсурдные ассоциации или образы. Однако лист бумаги, лежащий на ковре, — образ, подобранный неудачно. Он чересчур логичен!
Ваш мысленный образ должен быть нелепым, нелогичным. Если в Вашей ассоциации будет присутствовать хоть какая-то логика, то Вы не сможете ее запомнить. В упражнениях с использованием ассоциативного метода необходимо помнить об одном важном правиле: Вы должны уметь ясно представлять себе этот абсурдный образ в течение нескольких секунд. Это правило проходит красной нитью на моем сайте, я еще не раз буду к нему возвращаться. Зафиксируйте в памяти не слово, а тот образ, который оно Вам навевает. Закройте глаза, это поможет на начальном этапе яснее представить Ваш образ. Как только он возникнет, переходите к следующему слову -»бутылка».
На этом этапе забудьте о слове «ковер». Вы должны теперь построить свой мысленный образ, используя термины «бутылка» и «бумага». Представьте себе, что Вы читаете огромную бутылку из газетной бумаги. Или вообразите, как из бутылки вместо вина выливается бумага. Выберите ту ассоциацию, которая Вам кажется наиболее абсурдной, и представьте себе ее на несколько секунд.
Я никогда не устану обращать Ваше внимание на необходимости ясно представлять себе подобные ассоциации. Не мучайтесь в поиске самого абсурдного образа, это не должно занимать у Вас полчаса. Обычно первые ассоциации, которые приходят Вам в голову, и есть самые лучшие. Чуть позже я научу Вас, как другими способами создавать образы из двух слов списка.
Мы уже связали «ковер» с «бумагой» и «бумагу» с «бутылкой». Перейдем к слову «кровать». На основе слов «бутылка» и «кровать» постройте некий образ. При этом избегайте слишком логичных ассоциаций типа бутылки, лежащей на кровати. Представьте себе лучше, что спите не в кровати, а в огромной бутылке, или вообразите себе, как Вы вместо бутылки откупориваете кровать. На несколько секунд задержите эти образы в своем сознании, затем перестаньте об этом думать.
Как Вы смогли заметить, новое слово каждый раз «нанизывается» на предыдущее. Уже известное нам слово «кровать» ассоциируется теперь со словом «рыба», которое мы должны запомнить. Прибегая к тому же методу, представьте следующее: в Вашей кровати спит рыба гигантских размеров, или Ваша кровать имеют форму огромной рыбы.
За словом «рыба» идет слово «стул». Вообразите огромную рыбу, сидящую на стуле, или представьте, что ловите в реке стулья вместо рыб.
Стул и окно: Вы сидите не на стуле, а на окне. Или, например, Вы со всей силой бросаете стулья через окно. Ясно представьте себе эти образы и переходите к следующей паре.
Окно и телефон: Вы звоните по телефону и используете окно в качестве трубки. Или Вы протягиваете руку сквозь оконное стекло, чтобы взять телефон. Ясно представьте себе на мгновение эти образы.
Телефон и сигарета: Вы вместо сигареты курите телефон, или говорите не в трубку, а в огромную сигарету. Другой пример: Вы берете трубку, из которой прямо Вам в лицо вылетают миллионы дымящихся сигарет.
Сигарета и гвоздь: Вы курите гвоздь, или гасите о стену гвоздь вместо сигареты.
Гвоздь и печатная машинка: Вы молотком вбиваете в печатную машинку огромные гвозди; у Вас поранены все пальцы на руках из-за того, что клавиатура на Вашей машинке состоит из гвоздей.
Печатная машинка и ботинок: Представьте себе, что вместо ботинок носите печатные машинки, или что Вы сняли ботинок и бьете им по клавишам.
Ботинок и микрофон: У вас на ногах микрофоны, или у Вас берут интервью с помощью ботинка.
Микрофон и ручка: Вместо ручки Вы пишите микрофоном, или у Вас берут интервью с помощью огромной ручки.
Ручка и телевизор: Из экрана телевизора вылетают тысячи ручек; Вы смотрите по телевизору, как танцуют авторучки.
Телевизор и тарелка: Представьте, что Вы едите не из тарелки, а из телевизора, или вообразите, что едите из тарелки, из дна которой транслируется интересная телепередача.
Тарелка и блин: Представьте, что блин, который Вы едите, вдруг разбивается вдребезги, потому что на самом деле это тарелка. Или же Вам подают обед на огромном блине.
Блин и автомобиль: Вообразите, что видите за рулем автомобиля огромный блин, или что сами ведете вместо автомобиля блин гигантских размеров.
Автомобиль и кофеварка: Вообразите, опять же за рулем автомобиля огромную кофеварку, или что сами ведете вместо автомобиля кофеварку гигантских размеров. Вы можете также себе представить, как готовите кофе, используя автомобиль вместо кофеварки.
Кофеварка и кирпич: Представьте, что разливаете горячий кофе из кирпича, или наоборот, как из кофеварки выливаются кирпичи.
Если Вы действительно мысленно представили себе эти образы, то легко сможете вспомнить эти двадцать слов по порядку. Это дольше объяснять, чем делать. Для того чтобы мысленно представить образ Вам требуется всего лишь несколько мгновений.
Давайте проверим, насколько хорошо Вы запомнили эти слова. Если бы Вам необходимо было представить ковер, что в первую очередь пришло бы Вам на ум? Конечно бумага. Вы представили себе, как пишите на ковре вместо того, чтобы писать па бумаге. Затем на слово «бумага» в Вашей памяти нанизывается слово «бутылка»: Вы вспоминаете ассоциацию с бумажной бутылкой. Вы представили себе, что спите не в кровати, а в огромной бутылке, в кровати спала рыба огромных размеров, вместо рыб Вы ловили стулья, стулья кидали в окна. Попробуйте, и Вы убедитесь в том, что сумели вспомнить все слова до единого.
Невероятно?! Да! Но, как Вы сами в этом убедились, вполне выполнимо. Почему бы Вам не составить собственный список слов и не попытаться сохранить его в памяти по этой же системе?
Человек в любом обучении опирается на логическое мышление, поэтому Вам может показаться странным, что я предлагаю метод, основанный на создании образов, лишенных всякой логики. Я знаю также, что некоторые из Вас на начальном этапе столкнутся с определенными трудностями. Возможно, Вы не сразу научитесь создавать подобные образы. Тем не менее, по прошествии некоторого времени, первая ассоциация, которая у Вас возникнет, будет нелогичной. Добиться этого Вы сможете, постоянно соблюдая следующие четыре правила:
1. Используйте в своем воображении предметы преувеличенного размера. В моих ассоциациях присутствовали такие эпитеты как «огромная» и «гигантская», это делалось для того, чтобы Вы представили себе предметы в диспропорции.
2. Желательно представлять себе предметы в движении.
3. Количество воображаемых Вами объектов должно быть утрированно. В моей типичной ассоциации с телефоном и сигаретой я просил Вас представить телефонную трубку, из которой Вам в лицо вылетают миллионы дымящихся сигарет. Если в своем воображении Вы почувствуете боль от ожогов, то свяжете третье правило со вторым: движение с утрированным количеством.
4. При использовании ассоциаций меняйте объекты местами. Это метод, который я использую наиболее часто. Например: вместо сигареты Вы курите гвоздь.
1. — умышленное увеличение 2. — движение 3. — утрированное 4. — замена одного объекта размеров количество другим
Попробуйте применить на практике одно, а лучше несколько из этих правил. Тренировки помогут Вам убедиться в том, что два разных слова, связанных между собой нелогичным образом, будут приходить к Вам на память, как только Вы этого пожелаете. Предметы, которые нам необходимо запомнить, связаны между собой определенной цепочкой, поэтому я назвал это методом «нанизывания» информации. Эта система сводится к тому, чтобы ассоциировать первый предмет со вторым, второй с третьим, третий с четвертым и т.д. При этом ассоциации должны быть как можно абсурднее. Не забывайте ясно представлять их в своем сознании.
В следующих статьях Вы узнаете о том, как различными способами применять на практике метод «нанизывания». Это поможет Вам лучше запомнить свой распорядок дня, список ежедневных покупок, многозначные числа и многое другое. Но всему свое время.
Конечно, Вы уже сейчас можете использовать метод «нанизывания» с тем, чтобы запомнить список необходимых покупок, или чтобы просто удивить своих друзей. Для этого, попросите Вашего друга перечислить какие-то предметы. Попросите его записать это на бумаге, для того чтобы он мог сверять по ней Ваши ответы. Если Вы не сможете вспомнить первое слово, предлагаю Вам ассоциировать его с человеком, который Вас проверяет. Например, если первым словом является «ковер», представьте своего друга завернутым в него. Если на начальном этапе Вам не удастся вспомнить одно из названных слов, переспросите его, затем ясно представьте образ, который с ним связан. Подобное упущение в Вашей памяти объясняется тем, что Ваш образ был слишком логичным, или тем, что Вы мысленно не представили его (иначе бы Вы его не забыли). Ясно представив себе первую ассоциацию, Вы легко зафиксируете в памяти и остальные слова. Попробуйте, и Вы в этом убедитесь.
Поразителен тот факт, что даже через два-три часа Вы все еще будете способны правильно перечислить этот список. Примитивные ассоциации помогут Вам в этом. Если Вы действительно хотите удивить своих близких, то перечислите его в обратном порядке!
В это невозможно поверить, но, тем не менее, это так! Этот процесс должен быть автоматическим. Если Вы вспомните последнее слово, то у Вас сразу же возникнет ассоциация с предпоследним словом и т.д. Таким образом, восстановится вся остальная цепочка.
Кстати, почему бы Вам не повторить тест № 1 из третьей статьи? Сравните Ваши нынешние результаты с предыдущими.
ковер — бумага — бутылка — кровать — рыба — стул — окно — телефон — сигарета — гвоздь — печатная машинка — ботинок — микрофон — ручка — телевизор — тарелка — блин — автомобиль — кофеварка -кирпич.
Кто-то из известных людей сказал, что матерью памяти является метод. Поэтому перейдем к рассмотрению того, что я называю ассоциативной системой памяти. Как я уже успел сказать выше, развитие памяти основывается на использовании абсурдных мысленных образов. Попробуем подобрать их для этих двадцати слов. Не бойтесь, это похоже на детскую игру, это даже занимательно.
Прежде всего, необходимо мысленно представить первый предмет: «ковер». Мы все знаем, что он собой представляет; попытайтесь окинуть его своим «внутренним взглядом». Вообразите на мгновение какой-то определенный ковер, который Вам хорошо знаком, например ковер из Вашей гостиной. Как я уже говорил, чтобы запомнить вещь, нужно ассоциировать ее тем или иным образом с другой вещью, которая Вам хорошо знакома, или которую Вы хорошо помните.
Именно теперь Вы сделаете первый важный шаг к развитию Вашей памяти, так как Вам предстоит ассоциировать слова «ковер» и «бумага», Вам предстоит определить связь между ними. Эта связь должна быть как можно абсурднее. Например, представьте, что ковер Вашей гостиной сделан из бумаги. Вы идете по нему и отчетливо слышите под своими ногами шорох бумаги. Или же представьте себе ковер, который Вы используете в качестве писчей бумаги. В этих двух примерах используются абсурдные ассоциации или образы. Однако лист бумаги, лежащий на ковре, — образ, подобранный неудачно. Он чересчур логичен!
Ваш мысленный образ должен быть нелепым, нелогичным. Если в Вашей ассоциации будет присутствовать хоть какая-то логика, то Вы не сможете ее запомнить. В упражнениях с использованием ассоциативного метода необходимо помнить об одном важном правиле: Вы должны уметь ясно представлять себе этот абсурдный образ в течение нескольких секунд. Это правило проходит красной нитью на моем сайте, я еще не раз буду к нему возвращаться. Зафиксируйте в памяти не слово, а тот образ, который оно Вам навевает. Закройте глаза, это поможет на начальном этапе яснее представить Ваш образ. Как только он возникнет, переходите к следующему слову -»бутылка».
На этом этапе забудьте о слове «ковер». Вы должны теперь построить свой мысленный образ, используя термины «бутылка» и «бумага». Представьте себе, что Вы читаете огромную бутылку из газетной бумаги. Или вообразите, как из бутылки вместо вина выливается бумага. Выберите ту ассоциацию, которая Вам кажется наиболее абсурдной, и представьте себе ее на несколько секунд.
Я никогда не устану обращать Ваше внимание на необходимости ясно представлять себе подобные ассоциации. Не мучайтесь в поиске самого абсурдного образа, это не должно занимать у Вас полчаса. Обычно первые ассоциации, которые приходят Вам в голову, и есть самые лучшие. Чуть позже я научу Вас, как другими способами создавать образы из двух слов списка.
Мы уже связали «ковер» с «бумагой» и «бумагу» с «бутылкой». Перейдем к слову «кровать». На основе слов «бутылка» и «кровать» постройте некий образ. При этом избегайте слишком логичных ассоциаций типа бутылки, лежащей на кровати. Представьте себе лучше, что спите не в кровати, а в огромной бутылке, или вообразите себе, как Вы вместо бутылки откупориваете кровать. На несколько секунд задержите эти образы в своем сознании, затем перестаньте об этом думать.
Как Вы смогли заметить, новое слово каждый раз «нанизывается» на предыдущее. Уже известное нам слово «кровать» ассоциируется теперь со словом «рыба», которое мы должны запомнить. Прибегая к тому же методу, представьте следующее: в Вашей кровати спит рыба гигантских размеров, или Ваша кровать имеют форму огромной рыбы.
За словом «рыба» идет слово «стул». Вообразите огромную рыбу, сидящую на стуле, или представьте, что ловите в реке стулья вместо рыб.
Стул и окно: Вы сидите не на стуле, а на окне. Или, например, Вы со всей силой бросаете стулья через окно. Ясно представьте себе эти образы и переходите к следующей паре.
Окно и телефон: Вы звоните по телефону и используете окно в качестве трубки. Или Вы протягиваете руку сквозь оконное стекло, чтобы взять телефон. Ясно представьте себе на мгновение эти образы.
Телефон и сигарета: Вы вместо сигареты курите телефон, или говорите не в трубку, а в огромную сигарету. Другой пример: Вы берете трубку, из которой прямо Вам в лицо вылетают миллионы дымящихся сигарет.
Сигарета и гвоздь: Вы курите гвоздь, или гасите о стену гвоздь вместо сигареты.
Гвоздь и печатная машинка: Вы молотком вбиваете в печатную машинку огромные гвозди; у Вас поранены все пальцы на руках из-за того, что клавиатура на Вашей машинке состоит из гвоздей.
Печатная машинка и ботинок: Представьте себе, что вместо ботинок носите печатные машинки, или что Вы сняли ботинок и бьете им по клавишам.
Ботинок и микрофон: У вас на ногах микрофоны, или у Вас берут интервью с помощью ботинка.
Микрофон и ручка: Вместо ручки Вы пишите микрофоном, или у Вас берут интервью с помощью огромной ручки.
Ручка и телевизор: Из экрана телевизора вылетают тысячи ручек; Вы смотрите по телевизору, как танцуют авторучки.
Телевизор и тарелка: Представьте, что Вы едите не из тарелки, а из телевизора, или вообразите, что едите из тарелки, из дна которой транслируется интересная телепередача.
Тарелка и блин: Представьте, что блин, который Вы едите, вдруг разбивается вдребезги, потому что на самом деле это тарелка. Или же Вам подают обед на огромном блине.
Блин и автомобиль: Вообразите, что видите за рулем автомобиля огромный блин, или что сами ведете вместо автомобиля блин гигантских размеров.
Автомобиль и кофеварка: Вообразите, опять же за рулем автомобиля огромную кофеварку, или что сами ведете вместо автомобиля кофеварку гигантских размеров. Вы можете также себе представить, как готовите кофе, используя автомобиль вместо кофеварки.
Кофеварка и кирпич: Представьте, что разливаете горячий кофе из кирпича, или наоборот, как из кофеварки выливаются кирпичи.
Если Вы действительно мысленно представили себе эти образы, то легко сможете вспомнить эти двадцать слов по порядку. Это дольше объяснять, чем делать. Для того чтобы мысленно представить образ Вам требуется всего лишь несколько мгновений.
Давайте проверим, насколько хорошо Вы запомнили эти слова. Если бы Вам необходимо было представить ковер, что в первую очередь пришло бы Вам на ум? Конечно бумага. Вы представили себе, как пишите на ковре вместо того, чтобы писать па бумаге. Затем на слово «бумага» в Вашей памяти нанизывается слово «бутылка»: Вы вспоминаете ассоциацию с бумажной бутылкой. Вы представили себе, что спите не в кровати, а в огромной бутылке, в кровати спала рыба огромных размеров, вместо рыб Вы ловили стулья, стулья кидали в окна. Попробуйте, и Вы убедитесь в том, что сумели вспомнить все слова до единого.
Невероятно?! Да! Но, как Вы сами в этом убедились, вполне выполнимо. Почему бы Вам не составить собственный список слов и не попытаться сохранить его в памяти по этой же системе?
Человек в любом обучении опирается на логическое мышление, поэтому Вам может показаться странным, что я предлагаю метод, основанный на создании образов, лишенных всякой логики. Я знаю также, что некоторые из Вас на начальном этапе столкнутся с определенными трудностями. Возможно, Вы не сразу научитесь создавать подобные образы. Тем не менее, по прошествии некоторого времени, первая ассоциация, которая у Вас возникнет, будет нелогичной. Добиться этого Вы сможете, постоянно соблюдая следующие четыре правила:
1. Используйте в своем воображении предметы преувеличенного размера. В моих ассоциациях присутствовали такие эпитеты как «огромная» и «гигантская», это делалось для того, чтобы Вы представили себе предметы в диспропорции.
2. Желательно представлять себе предметы в движении.
3. Количество воображаемых Вами объектов должно быть утрированно. В моей типичной ассоциации с телефоном и сигаретой я просил Вас представить телефонную трубку, из которой Вам в лицо вылетают миллионы дымящихся сигарет. Если в своем воображении Вы почувствуете боль от ожогов, то свяжете третье правило со вторым: движение с утрированным количеством.
4. При использовании ассоциаций меняйте объекты местами. Это метод, который я использую наиболее часто. Например: вместо сигареты Вы курите гвоздь.
1. — умышленное увеличение 2. — движение 3. — утрированное 4. — замена одного объекта размеров количество другим
Попробуйте применить на практике одно, а лучше несколько из этих правил. Тренировки помогут Вам убедиться в том, что два разных слова, связанных между собой нелогичным образом, будут приходить к Вам на память, как только Вы этого пожелаете. Предметы, которые нам необходимо запомнить, связаны между собой определенной цепочкой, поэтому я назвал это методом «нанизывания» информации. Эта система сводится к тому, чтобы ассоциировать первый предмет со вторым, второй с третьим, третий с четвертым и т.д. При этом ассоциации должны быть как можно абсурднее. Не забывайте ясно представлять их в своем сознании.
В следующих статьях Вы узнаете о том, как различными способами применять на практике метод «нанизывания». Это поможет Вам лучше запомнить свой распорядок дня, список ежедневных покупок, многозначные числа и многое другое. Но всему свое время.
Конечно, Вы уже сейчас можете использовать метод «нанизывания» с тем, чтобы запомнить список необходимых покупок, или чтобы просто удивить своих друзей. Для этого, попросите Вашего друга перечислить какие-то предметы. Попросите его записать это на бумаге, для того чтобы он мог сверять по ней Ваши ответы. Если Вы не сможете вспомнить первое слово, предлагаю Вам ассоциировать его с человеком, который Вас проверяет. Например, если первым словом является «ковер», представьте своего друга завернутым в него. Если на начальном этапе Вам не удастся вспомнить одно из названных слов, переспросите его, затем ясно представьте образ, который с ним связан. Подобное упущение в Вашей памяти объясняется тем, что Ваш образ был слишком логичным, или тем, что Вы мысленно не представили его (иначе бы Вы его не забыли). Ясно представив себе первую ассоциацию, Вы легко зафиксируете в памяти и остальные слова. Попробуйте, и Вы в этом убедитесь.
Поразителен тот факт, что даже через два-три часа Вы все еще будете способны правильно перечислить этот список. Примитивные ассоциации помогут Вам в этом. Если Вы действительно хотите удивить своих близких, то перечислите его в обратном порядке!
В это невозможно поверить, но, тем не менее, это так! Этот процесс должен быть автоматическим. Если Вы вспомните последнее слово, то у Вас сразу же возникнет ассоциация с предпоследним словом и т.д. Таким образом, восстановится вся остальная цепочка.
Кстати, почему бы Вам не повторить тест № 1 из третьей статьи? Сравните Ваши нынешние результаты с предыдущими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий