Прочитайте следующий абзац с особым вниманием.
Вы ведете автобус, в котором находятся пятьдесят человек. На первой остановке сходят десять пассажиров и заходят трое. На второй остановке сходят семь пассажиров и заходят двое. На следующих двух остановках автобус покидают еще четыре пассажира; при этом на третьей остановке заходят трое человек, а на четвертой не заходит никто. Затем автобус прерывает свой маршрут из-за технической поломки. Восемь человек покидают автобус и идут дальше пешком. Когда поломка устранена, автобус доезжает до конечной остановки, на которой сходят оставшиеся пассажиры.
Теперь, не перечитывая этот абзац, ответьте на два следующих вопроса. Сколько раз останавливался автобус?
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что лишь немногие из Вас способны дать правильный ответ. Вы наверняка были уверены, что я, прежде всего, поинтересуюсь тем, сколько пассажиров вышло из автобуса и сколько в него вошло, и потому сконцентрировали на этом все свое внимание. В данном случае именно информация о пассажирах вызвала у Вас наибольший «интерес». Количество остановок автобуса Вы посчитали информацией второстепенной, и потому не зарегистрировали ее в своей памяти.
Между тем, правильно ответил именно тот, кто уделил остановкам автобуса не меньшее внимание, кто посчитал, что мой вопрос коснется именно этого факта.
Вы можете радоваться тому, что ответили на мой первый вопрос, но не слишком обольщайтесь: я почти уверен, что мой второй вопрос застанет Вас врасплох. Один из моих друзей, организатор и ведущий викторин на известных радиостанциях, постоянно задает его своим участникам. И ни один из них, насколько я знаю, еще не смог дать точного и правильного ответа. Не перечитывая предложенный выше тест, скажите: как зовут водителя автобуса?
Боюсь, что немногие смогут ответить правильно, ведь это вопрос с подвохом, который проверяет не Вашу память, а, скорее, Ваше внимание. С помощью этого вопроса я хочу показать, насколько важно внимание для нашей памяти. Если бы до того, как Вы прочитали тест с автобусом, я сказал Вам, что задам вопрос об имени водителя, то все свое внимание Вы бы сконцентрировали именно на этой информации. Вы постарались бы удержать ее в памяти. Но, как я уже сказал, заданный мной вопрос — с подвохом, и, возможно, Вы не сможете правильно на него ответить именно потому, что недостаточно внимательны. Этот принцип уже давно используется многими известными иллюзионистами, и на их профессиональном языке он называется «принципом отвлечения». Заключается он в следующем. В фокусе главное действие, которое является «modus operandi», должно оставаться незаметным. Оно может быть скрыто различными приемами, с помощью которых, как нам кажется, и совершается весь фокус, но которые на самом деле не имеют к нему никакого отношения. Именно за этими приемами мы внимательно следим, именно их мы запоминаем. Главное же действие остается незамеченным, в этом и заключается весь фокус. Большинство людей, описывая увиденный фокус, настолько усложняют его, что его бы не узнал даже сам фокусник. Это происходит потому, что они забывают описать главное действие. Престидижитаторы не смогли бы искусно проделывать фокусы с «волшебным ящиком» или другими аксессуарами, если бы не пользовались «принципом отвлечения».
Подобно тому, как это делают фокусники, я сумел усыпить Ваше внимание и спросил Вас о том, чего Вы даже не заметили.
Но Вам, наверное, не терпится узнать ответ на второй вопрос. Ключ к разгадке Вы найдете в первом слове этого абзаца — в слове «Вы». Вы ведете автобус — соответственно, водителя автобуса зовут Вашим именем. Предложите этот тест Вашим друзьям, и Вы узнаете, многие ли из них сумели правильно ответить на эти вопросы.
Как я уже сказал, это тест скорее на внимание, чем на память. Но эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Нельзя вспомнить объект, который остался без должного внимания. Заставьте себя наблюдать за тем, что хотите запомнить. Я говорю именно «заставьте», потому что сначала Вам придется приложить для этого некоторое усилие. Однако очень быстро Вы убедитесь, что необходимость в таком усилии отпадет сама по себе; наблюдательность станет для Вас чем-то естественным. Первый шаг Вы уже сделали, когда решили прочитать эти статьи. Если бы Вы не были заинтересованы в развитии своей памяти, то не приняли такого решения. «Хотеть — значит мочь».
Помимо желания запоминать, необходима также уверенность в себе. Вы сможете пройти практически любой тест на запоминание, если внушите себе: «я это запомню». Представьте, что Ваша память — как решето, в котором будет появляться отверстие каждый раз, когда Вы будете говорить себе, что у Вас «ужасная память», что Вы «никак не можете это запомнить» и т.д. И наоборот, каждый раз, когда Вы будете внушать себе, что у Вас «прекрасная память», что «Вам не составит труда это запомнить», такие отверстия будут исчезать.
Многие мои знакомые спрашивают меня, почему они не в состоянии запомнить информацию, даже записывая ее. Это все равно, что спросить, почему трудно плавать, даже если на шее висит 10-килограммовый груз. Первоначальной причиной забывания этой информации является сам факт того, что они ее записывают. Что касается меня, то я бы вообще исключил из речи слово «забыл», и заменил бы его на «не смог сразу вспомнить».
Воспоминание не может просто так исчезнуть. Если бы запись информации использовалась человеком как средство улучшения работы памяти, это было бы идеально. Но чаще всего карандаш и бумага становятся некими заменителями памяти и никак не улучшают ее работу. Возможно, Вы научитесь писать намного быстрее, или Ваш почерк станет красивее, но память без постоянной тренировки ослабнет.
Запомните, что память любит, чтобы ей доверяли. Чем больше Вы ей будете доверять, тем значительнее будут результаты ее работы. Простое записывание информации без подключения работы памяти противоречит всем законам ее развития и тренировки. Вы сомневаетесь в возможностях своей памяти, и потому не используете их; Вы не способны замечать некоторые объекты или события из-за того, что Ваше внимание недостаточно «отточено». Кусок бумаги или записная книжка могут легко потеряться, и Вы уже никогда не вспомните их содержания. Тогда как информация, запечатленная в Вашей памяти, не исчезнет бесследно, Вы сможете воспроизвести ее в любой момент.
Если Вы хотите что-то вспомнить, и уверены в своих способностях, Вам не понадобится что-то записывать. Сколько родителей жалуются на то, что их дети получают плохие оценки только потому, что не могут запомнить выученного урока. А между тем, некоторые из этих детей способны сохранять в памяти результаты различных футбольных матчей. Они прекрасно помнят все правила этого спорта, они могут с легкостью назвать количество очков, которое заработал тот или иной игрок команды, в какой команде он состоит и т.д. Если они в состоянии вспомнить с такой точностью все эти факты и цифры, почему же они не могут запомнить своих уроков? Причина лишь в том, что футбол их интересует больше, чем алгебра, история, география или другие предметы.
Проблема заключается не в нехватке памяти, а в безразличии, которое они выказывают по отношению к тому или другому предмету. Доказательством этому служит тот факт, что ученики, превосходно владеющие одной дисциплиной, могут отставать и получать плохие оценки по другой. Они запоминают в первую очередь то, что им нравится, то, что им интересно. В школе Вы наверняка учили один или два иностранных языка. Боюсь, что немногие из Вас могут похвастаться тем, что помнят их до сих пор. Путешествуя по странам, где люди говорят на этих языках, Вы, пытаясь как-то на них изъясняться, наверняка корили себя за то, что недостаточно внимательно учили уроки в детстве.
Конечно, если бы Вам сказали в школе, что однажды Вы посетите эти страны, то Вы бы уделили этому предмету больше внимания, Вы были бы в этом заинтересованы. Именно это и произошло в моем случае. Если бы я знал, что однажды у меня возникнет желание применить свои знания на практике, то мне было бы намного легче выучить эти языки. К сожалению, в тот период моя память была плохо развита.
Часто на плохую память жалуются женщины. А между тем они по памяти могут описать платье или костюм, которое видели за неделю до этого на своей подруге. Они могут заметить
другую женщину за рулем автомобиля, передвигающегося со скоростью шестьдесят километров в час, и затем сказать, что на ней было надето, были ли ее волосы естественного цвета или крашенными, назвать ее примерный возраст.
Они даже могут предположить, какими финансовыми возможностями она обладает. Но это пример уже из области психологии. Необходимо помнить о том, что внимание играет важную роль в работе памяти. О том, что у Вас хорошая память, свидетельствует тот факт, что Вы способны вспомнить до мельчайших подробностей все, на чем заострили свое внимание. Если с той же сосредоточенностью Вы будете фиксировать другие объекты и события, то также легко сможете их запомнить.
Конечно, для того чтобы запомнить имена, лица, даты, цифры или другие различные факты, требуется большое внимание, поэтому, прежде всего, Вы должны поверить в свою способность сохранять их в своей памяти. Использование при этом ассоциаций, предложенных в этой книге, намного облегчит эту задачу. Ассоциативный метод позволит регистрировать информацию в Вашей памяти с поразительной точностью и заметно увеличит ее возможности. Вы начнете в этом убеждаться уже со следующей статьи.
Вы ведете автобус, в котором находятся пятьдесят человек. На первой остановке сходят десять пассажиров и заходят трое. На второй остановке сходят семь пассажиров и заходят двое. На следующих двух остановках автобус покидают еще четыре пассажира; при этом на третьей остановке заходят трое человек, а на четвертой не заходит никто. Затем автобус прерывает свой маршрут из-за технической поломки. Восемь человек покидают автобус и идут дальше пешком. Когда поломка устранена, автобус доезжает до конечной остановки, на которой сходят оставшиеся пассажиры.
Теперь, не перечитывая этот абзац, ответьте на два следующих вопроса. Сколько раз останавливался автобус?
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что лишь немногие из Вас способны дать правильный ответ. Вы наверняка были уверены, что я, прежде всего, поинтересуюсь тем, сколько пассажиров вышло из автобуса и сколько в него вошло, и потому сконцентрировали на этом все свое внимание. В данном случае именно информация о пассажирах вызвала у Вас наибольший «интерес». Количество остановок автобуса Вы посчитали информацией второстепенной, и потому не зарегистрировали ее в своей памяти.
Между тем, правильно ответил именно тот, кто уделил остановкам автобуса не меньшее внимание, кто посчитал, что мой вопрос коснется именно этого факта.
Вы можете радоваться тому, что ответили на мой первый вопрос, но не слишком обольщайтесь: я почти уверен, что мой второй вопрос застанет Вас врасплох. Один из моих друзей, организатор и ведущий викторин на известных радиостанциях, постоянно задает его своим участникам. И ни один из них, насколько я знаю, еще не смог дать точного и правильного ответа. Не перечитывая предложенный выше тест, скажите: как зовут водителя автобуса?
Боюсь, что немногие смогут ответить правильно, ведь это вопрос с подвохом, который проверяет не Вашу память, а, скорее, Ваше внимание. С помощью этого вопроса я хочу показать, насколько важно внимание для нашей памяти. Если бы до того, как Вы прочитали тест с автобусом, я сказал Вам, что задам вопрос об имени водителя, то все свое внимание Вы бы сконцентрировали именно на этой информации. Вы постарались бы удержать ее в памяти. Но, как я уже сказал, заданный мной вопрос — с подвохом, и, возможно, Вы не сможете правильно на него ответить именно потому, что недостаточно внимательны. Этот принцип уже давно используется многими известными иллюзионистами, и на их профессиональном языке он называется «принципом отвлечения». Заключается он в следующем. В фокусе главное действие, которое является «modus operandi», должно оставаться незаметным. Оно может быть скрыто различными приемами, с помощью которых, как нам кажется, и совершается весь фокус, но которые на самом деле не имеют к нему никакого отношения. Именно за этими приемами мы внимательно следим, именно их мы запоминаем. Главное же действие остается незамеченным, в этом и заключается весь фокус. Большинство людей, описывая увиденный фокус, настолько усложняют его, что его бы не узнал даже сам фокусник. Это происходит потому, что они забывают описать главное действие. Престидижитаторы не смогли бы искусно проделывать фокусы с «волшебным ящиком» или другими аксессуарами, если бы не пользовались «принципом отвлечения».
Подобно тому, как это делают фокусники, я сумел усыпить Ваше внимание и спросил Вас о том, чего Вы даже не заметили.
Но Вам, наверное, не терпится узнать ответ на второй вопрос. Ключ к разгадке Вы найдете в первом слове этого абзаца — в слове «Вы». Вы ведете автобус — соответственно, водителя автобуса зовут Вашим именем. Предложите этот тест Вашим друзьям, и Вы узнаете, многие ли из них сумели правильно ответить на эти вопросы.
Как я уже сказал, это тест скорее на внимание, чем на память. Но эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Нельзя вспомнить объект, который остался без должного внимания. Заставьте себя наблюдать за тем, что хотите запомнить. Я говорю именно «заставьте», потому что сначала Вам придется приложить для этого некоторое усилие. Однако очень быстро Вы убедитесь, что необходимость в таком усилии отпадет сама по себе; наблюдательность станет для Вас чем-то естественным. Первый шаг Вы уже сделали, когда решили прочитать эти статьи. Если бы Вы не были заинтересованы в развитии своей памяти, то не приняли такого решения. «Хотеть — значит мочь».
Помимо желания запоминать, необходима также уверенность в себе. Вы сможете пройти практически любой тест на запоминание, если внушите себе: «я это запомню». Представьте, что Ваша память — как решето, в котором будет появляться отверстие каждый раз, когда Вы будете говорить себе, что у Вас «ужасная память», что Вы «никак не можете это запомнить» и т.д. И наоборот, каждый раз, когда Вы будете внушать себе, что у Вас «прекрасная память», что «Вам не составит труда это запомнить», такие отверстия будут исчезать.
Многие мои знакомые спрашивают меня, почему они не в состоянии запомнить информацию, даже записывая ее. Это все равно, что спросить, почему трудно плавать, даже если на шее висит 10-килограммовый груз. Первоначальной причиной забывания этой информации является сам факт того, что они ее записывают. Что касается меня, то я бы вообще исключил из речи слово «забыл», и заменил бы его на «не смог сразу вспомнить».
Воспоминание не может просто так исчезнуть. Если бы запись информации использовалась человеком как средство улучшения работы памяти, это было бы идеально. Но чаще всего карандаш и бумага становятся некими заменителями памяти и никак не улучшают ее работу. Возможно, Вы научитесь писать намного быстрее, или Ваш почерк станет красивее, но память без постоянной тренировки ослабнет.
Запомните, что память любит, чтобы ей доверяли. Чем больше Вы ей будете доверять, тем значительнее будут результаты ее работы. Простое записывание информации без подключения работы памяти противоречит всем законам ее развития и тренировки. Вы сомневаетесь в возможностях своей памяти, и потому не используете их; Вы не способны замечать некоторые объекты или события из-за того, что Ваше внимание недостаточно «отточено». Кусок бумаги или записная книжка могут легко потеряться, и Вы уже никогда не вспомните их содержания. Тогда как информация, запечатленная в Вашей памяти, не исчезнет бесследно, Вы сможете воспроизвести ее в любой момент.
Если Вы хотите что-то вспомнить, и уверены в своих способностях, Вам не понадобится что-то записывать. Сколько родителей жалуются на то, что их дети получают плохие оценки только потому, что не могут запомнить выученного урока. А между тем, некоторые из этих детей способны сохранять в памяти результаты различных футбольных матчей. Они прекрасно помнят все правила этого спорта, они могут с легкостью назвать количество очков, которое заработал тот или иной игрок команды, в какой команде он состоит и т.д. Если они в состоянии вспомнить с такой точностью все эти факты и цифры, почему же они не могут запомнить своих уроков? Причина лишь в том, что футбол их интересует больше, чем алгебра, история, география или другие предметы.
Проблема заключается не в нехватке памяти, а в безразличии, которое они выказывают по отношению к тому или другому предмету. Доказательством этому служит тот факт, что ученики, превосходно владеющие одной дисциплиной, могут отставать и получать плохие оценки по другой. Они запоминают в первую очередь то, что им нравится, то, что им интересно. В школе Вы наверняка учили один или два иностранных языка. Боюсь, что немногие из Вас могут похвастаться тем, что помнят их до сих пор. Путешествуя по странам, где люди говорят на этих языках, Вы, пытаясь как-то на них изъясняться, наверняка корили себя за то, что недостаточно внимательно учили уроки в детстве.
Конечно, если бы Вам сказали в школе, что однажды Вы посетите эти страны, то Вы бы уделили этому предмету больше внимания, Вы были бы в этом заинтересованы. Именно это и произошло в моем случае. Если бы я знал, что однажды у меня возникнет желание применить свои знания на практике, то мне было бы намного легче выучить эти языки. К сожалению, в тот период моя память была плохо развита.
Часто на плохую память жалуются женщины. А между тем они по памяти могут описать платье или костюм, которое видели за неделю до этого на своей подруге. Они могут заметить
другую женщину за рулем автомобиля, передвигающегося со скоростью шестьдесят километров в час, и затем сказать, что на ней было надето, были ли ее волосы естественного цвета или крашенными, назвать ее примерный возраст.
Они даже могут предположить, какими финансовыми возможностями она обладает. Но это пример уже из области психологии. Необходимо помнить о том, что внимание играет важную роль в работе памяти. О том, что у Вас хорошая память, свидетельствует тот факт, что Вы способны вспомнить до мельчайших подробностей все, на чем заострили свое внимание. Если с той же сосредоточенностью Вы будете фиксировать другие объекты и события, то также легко сможете их запомнить.
Конечно, для того чтобы запомнить имена, лица, даты, цифры или другие различные факты, требуется большое внимание, поэтому, прежде всего, Вы должны поверить в свою способность сохранять их в своей памяти. Использование при этом ассоциаций, предложенных в этой книге, намного облегчит эту задачу. Ассоциативный метод позволит регистрировать информацию в Вашей памяти с поразительной точностью и заметно увеличит ее возможности. Вы начнете в этом убеждаться уже со следующей статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий