четверг, 4 октября 2012 г.

Запоминание многозначных чисел

Однажды, во время моего очередного сеанса, один из зрителей, пытаясь меня запутать, попросил запомнить число 414.233.442.475.059.125. Я смог это сделать, воспользовавшись, как обычно, своими методами. А об этом примере я упомянул, потому что вспомнил, как когда-то, будучи еще ребенком, сам часто использовал этот же трюк. Я хвастался своей прекрасной памятью перед друзьями и просил одного из мальчишек (который естественно был моим напарником) назвать какое-то многозначное число. Он начинал перечислять остановки Нью-йоркского метро по ветке Шестой авеню. Каждый прекрасно знал эти остановки и мог легко догадаться, что за числом 4 (Четвертая Западная улица), будет названо число 14 (Четырнадцатая Западная улица), затем число 23 и т.д. Поэтому, все эти цифры были сгруппированы в трехзначные числа, которые совершенно ни о чем не напоминали.
Это сегодня поезд Шестой авеню стал экспрессом, а тогда он следовал по всем остановкам: 4-ой Западной улице, 14-ой, 23-ей, 34-ой,42-ой, 47-ой, 50-ой, 59-ой 125-ой и т.д.
Моя необыкновенная память вызывала у моих друзей бурный восторг, а между тем я только перечислял остановки. Все это доказывает, что мы можем легко запомнить цифры, если они представляют для нас определенный интерес.
Об этом я говорил, когда учил Вас использованию системы связующих слов. Теперь любая цифра - неважно, используется она в названии остановки или нет - может обрести для Вас определенное значение. По моему мнению, запомнить какое-либо число можно, лишь придерживаясь этого принципа.
Как, например, сохранить в памяти число 236268265228? Вот как в XIX веке это делал один эксперт в области памяти. Он просил своих учеников разделить это число на четыре группы из трех цифр каждая: 236. 268. 265. 228. Вот запись из его дневников:
"Сравните первую группу цифр с четвертой, и Вы увидите, что первая больше четвертой всего лишь на восемь единиц. Сравнивая вторую и третью группу цифр, мы видим разницу всего лишь в три единицы. Третья группа цифр больше четвертой группы на 37 единиц. Таким образом, из четвертой группы мы переходим, к третьей при сложении 37 единиц. Первая группа становится четвертой при вычитании восьми единиц".
Этот метод, в том виде, в котором он был создан, используется некоторыми экспертами в области памяти и по сей день. Когда я впервые ознакомился с этим методом, то он мне показался чересчур сложным; уже инструкции сами по себе были трудно запоминаемы. Что касается чисел, то сохранить их в памяти на какой-то определенный отрезок времени мне представляется маловероятным и даже невозможным. При их запоминании не используется ни одна нелогичная ассоциация. Между тем, мне понятен принцип, который используют эти эксперты памяти. Следуя их инструкциям, Вам придется сконцентрировать все свое внимание на числе. Если Вам это удастся, то считайте, что полдела сделано. Любая система, заставляющая человека сосредоточиться на числе, может быть эффективной. Но для этого подчас используются слишком сложные средства, создается впечатление, что муху пытаются задавить молотом.
Запоминать многозначные числа удобно с помощью системы связующих слов и метода "нанизывания". Использование такого сочетания позволяет намного увеличить Ваши способности запоминания. Безупречно зная список из 100 связующих слов, Вы легко справитесь с этой задачей. Если же Вы их еще не запомнили, то у Вас есть возможность это исправить.
Прежде всего, разделите это число на двухзначные числа: 23 62 68 26 52 28. Теперь каждое из этих чисел, стоящее ниже сотни, должно быть представлено связующим словом.
23_ 62_ 68_ 26_ 52_ 28_
Будда       Сипаи      Софа       Пицца     Чип Пиво
Вам остается лишь связать между собой эти шесть слов (или шесть связующих слов из Вашего собственного списка). Представьте, как будда в окружении сипаев, лежит на софе, ест пиццу, напичканную чипами, и запивает ее пивом.
Для того чтобы мысленно построить эту цепочку, Вам потребуется примерно тридцать секунд. Затем, чтобы запечатлеть ее в своей памяти, заново просмотрите эту цепочку один или два раза.
Чтобы вспомнить это многозначное число, Вам достаточно заменить связующие слова их порядковыми номерами. Таким образом, Вы можете назвать это число как сначала, так и с конца.
Итак, Вы достигли своей цели! Чтобы запомнить двенадцать цифр и надолго сохранить их в своей памяти, Вы просто связали между собой шесть объектов. Если Вы попробовали это сделать по мере того, как я объяснял Вам суть упражнения, и если Вам удалось запомнить это многозначное число, то Вы вполне можете быть собой довольны. Я говорю Вам это потому, что согласно одному из проведенных нами экспериментов по работе памяти, взрослый человек, обладающий средними способностями запоминания, должен уметь вспоминать шестизначное число в нормальном (слева направо) и в обратном порядке, услышав или увидев его только один раз. Человек с высокими способностями запоминания, сохранит в памяти восемь цифр. Вам же удалось запомнить двенадцать, а срок, в течение которого Вы будете удерживать их в своей памяти, практически не имеет ограничений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий